bulgakova_todays (bulgakovatodays) wrote,
bulgakova_todays
bulgakovatodays

Category:

Нужные и бесполезные знания

Когда-то у нас с одной знакомой была небольшая дискуссия на счет недостатков школьного образования в Украине.Она - мать будущих первоклашек и с большим восторгом описывала недавние нововведения в этой сфере и перенимание зарубежного опыта ("где образование не в пример нашему"), как-то: уроки делятся на три блока по 15 минут учебы, потом 10 мин игр и движения, а потом ещё 15 минут занятия; столы в классе стоят буквой П и сидеть ребенок может как и где хочет... и вообще будет меньше муштры и бесполезных знаний.
Тут я совсем подвисла. У нас в младшей школе были чтение, письмо, математика, языки и природоведение. Что из этого может не пригодиться в дальнейшем я даже представить себе не могу. Но даже если брать старшие классы мне вот так сложно сказать что из предметов оказалось полезным для моей нынешней жизни, а что из выученного осталось в памяти мертвым грузом или стерлось за ненадобностью. На эту тему вспомнился давнишний пост МауМиу, где тоже многие делились возмущением и собственной ненавистью к стандартной советской школьной программе. В итоге мне тоже захотелось высказаться))

Так в целом, по-моему, материал, что преподавался нам до 9 класса, был полезен и необходим в целом, помогая определиться со своими сильными и слабыми сторонами, давал общее представление о мире и обществе, в котором мы живем.
Например, я абсолютно не согласна с людьми, что называли бесполезными литературу и стихи. Да, понятное дело, вряд ли к кому-то довелось на рабочем совещании высказать своё мнение касательно морального падения Сонечки Виноградовой или его завалили на собеседовании требованием воспроизвести письмо Онегина Татьяне (хотя может кто-то действительно знает такие примеры из жизни?)). Также, на мой взгляд, вся эта "нетленная" классика в большинстве своём морально устарела и прописанные в ней нормы поведения неприемлемы в современном мире. Но при наличии талантливого учителя все эти обсуждения, кто прав, а кто редиска нехорошая, формируют умение аргументированно отстаивать свою позицию, слушать собеседника и расширяют словарный запас человека. Пока учитель в форме императива не навязывает детям своё мнение, литература - прекрасный и полезный для взрослой жизни предмет.
Что же касается стихов, то кроме словарного запаса, декламация поэтических произведений - прекрасное упражнение для тренировки памяти и дикции. Увы, эти умения усвоили далеко не все выпускники...
Математика, царица наук. Понятное дело, если человек не пошел потом в науку или не стал инженером или архитектором, то тригонометрия ему возможно и не нужна, но та же геометрия со стереометрией учит моделировать в голове тот или иной предмет и развивает пространственное мышление. Мне кажется, ей и топографический кретинизм можно вылечить. Было бы желание) Кроме того, точные науки в целом учат логическому мышлению и систематизации знаний.
Что касается химии и биологии, то... Да, возможно ботаника будущему менеджеру и даром не сдалась, и валентность химического элемента он тоже в будущем вряд ли будет высчитывать, но краткий курс средней школы позволяет сформировать своё мнение о предмете и на практике показывает, что "котиков я люблю, но их кровеносная система навевает меня скуку, так что ветеринаром я, пожалуй, не буду".
Таким образом, стандартная школьная программа до 9го класса в идеале дает базу знаний, формируя из ребенка взрослую личность. А дальше или уже есть возможность продолжить брать всё и сразу, или, если уже определился с дальнейшим вектором жизни, пойти в спецучилище, где будущего художника или бухгалтера не будут насильно потчивать ядерной физикой.
Увы, в школе очень многое зависит от учителей, а в педагогические вузы идут обычно те, кто по своим знаниям не смог поступить на более престижные специальности. А отсюда неспособность передать детям необходимые знания, ввиду их отсутствия у самого учителя.
К сожалению, эта проблема реформой образования явно не решится. А жаль.
Tags: a la философия
Subscribe

  • Август 2021

    Осень принесла с собой холод, грусть и чувство вины. Словила себя на очередной попытке спрятаться от реальности в книгах: там…

  • Горячий томатный суп

    От бабушки мы привезли целый ящик помидоров. Съесть всё это в одних салатах было нереально, так что я сразу поняла — пришло время воплотить в жизнь…

  • Студенческие годы

    Не так давно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Август 2021

    Осень принесла с собой холод, грусть и чувство вины. Словила себя на очередной попытке спрятаться от реальности в книгах: там…

  • Горячий томатный суп

    От бабушки мы привезли целый ящик помидоров. Съесть всё это в одних салатах было нереально, так что я сразу поняла — пришло время воплотить в жизнь…

  • Студенческие годы

    Не так давно…